Порядок проведения медиации

Медиация проводится по согласованному сторонами порядку, не противоречащему требованиям Закона "О медиации". 
С согласия сторон может применяться порядок (регламент) проведения медиации, утвержденный медиатором.

Структурированный процесс: этапы медиации

Как правило, процесс медиации состоит из четырех этапов. Однако это универсальная процедура, ход которой может изменяться в соот­ветствии с потребностями ее участников, и она во многом зависит от участников и сути конфликта между ними.

Вводный этап

На этом этапе медиатор обсуждает с участниками правила и основ­ные характеристики медиации в соответствии с положениями согла­шения о проведении медиации и другими применимыми правила­ми. Более того, медиатор обсуждает роль каждого участника медиа­ции и пытается выяснить, подходит ли медиация для урегулирования конфликта между сторонами. Затем внимание медиатора переносит­ся на мотивацию участников и то, достигли ли они договоренности по поводу оплаты медиации. Этот этап завершается подписанием со­глашения о проведении медиации.

Этап изучения

На этом этапе медиатор совместно с участниками конфликта изу­чает цель медиации, в том числе узнает причины, по которым участ­ники конфликта не смогли решить проблемы самостоятельно, пыта­ется выяснить интересы, заботы и желания каждого, скрывающие­ся за выбранными сторонами позициями. На этом же этапе произво­дится сбор релевантных данных.

На этом же этапе предпринимаются попытки восстановить общение (которое обычно нарушается в ходе конфлик­та) и смягчить накопленные разочарование и непонимание. Если этот этап проходит успешно, впоследствии стороны смогут вести перего­воры или обсуждать возможные решения с учетом взаимных интере­сов. Этап завершается, когда все интересы были выявлены и участ­ников конфликта более не одолевают эмоции и разочарования, пре­пятствующие плодотворным переговорам, и они готовы вести пере­говоры с учетом взаимных интересов. Успешное прохождение этого этапа имеет решающее значение для успеха медиации.

Этап консультаций или переговоров

На данном этапе изучаются самые разные возможные решения, из которых участники конфликта выбирают альтернативные решения, устраивающие их обоих и максимально соответствующие их интересам. На этом же этапе определяются объективные критерии, по которым будет приниматься окончательное решение, или процедуры, в ходе которых это будет сделано, если стороны еще не пришли к такому реше­нию. Выбранные варианты урегулирования должны быть проверены на жизнеспособность. В ходе переговоров участники конфликта могут оценить выбранные решения и собственные цели с учетом принци­пов BATNA (от англ. Best Alternative То a Negotiated Agreement - наи­лучшая альтернатива достигнутой договоренности). Полезно также определить WATNA (от англ. Worst Alternative То a Negotiated Agreement - наихудшая аль­тернатива достигнутой договоренности), что также способно повли­ять на ход переговоров и поможет найти сбалансированные решения.

Заключительный этап

Окончание медиации определяется тем, насколько успешно будет пройден этот этап.

Существуют три возможных варианта завершения медиации:

  1. Участники конфликта достигают полного согласия по всем об­суждаемым вопросам;
  2. Участники конфликта достигают частичного согласия;
  3. Стороны не достигают согласия.

Однако достижение или недостижение согласия не полностью характеризует степень урегулирования конфликта. Исход медиа­ции также можно описать в терминах достижения различных уров­ней урегулирования конфликта:

  1. Прекращение борьбы друг с другом;
  2. Достижение согласия по основным спорным моментам;
  3. Устранение истинных причин противоречий;
  4. Забвение старых обид и противоречий;
  5. Восстановление отношений, примирение.

В зависимости от амбиций участников и выбранного стиля меди­ация может принести еще более ощутимые результаты. Как прави­ло, большинство участников конфликта стремятся достичь хотя бы первых двух уровней урегулирования конфликта и, по возможности, третьего. Последние два уровня - типичные компоненты «трансфор­мативной» медиации.

В любом случае, медиатор вместе с участниками должен четко обозначить окончание медиации.

О медиациии

Медиация (Mediation англ. - посредничество) - это процесс разрешения конфликта, в котором нейтральная третья сторона, называемая медиатором, способствует выработке добровольного взаимовыгодного соглашения между конфликтующими сторонами...

Наши контакты

г.Алматы, ул. Шевченко 164г
офис 1, 050008
Телефоны:
+7(727) 277-89-45
+7(727) 277-83-46
+7(727) 327-04-35