ПРЕИМУЩЕСТВА МЕДИАЦИИ

Позволяет сохранить человеческие и деловые отношения

Обращение в суд всегда обостряет конфликт, разрушая отношения между сторонами. После судебного решения, где есть «выигравшая» и «проигравшая» стороны, о хороших отношениях можно забыть.

Обращение к медиатору не оказывает негативного влияния на взаимоотношения. Медиация превращает стороны из конфликтующих в «сотрудничающих» по работе над общей целью – поиску взаимовыгодного («выигрыш – выигрыш») варианта разрешения конфликта. Возможность сторон говорить о том, что важно именно для них, позволяет сторонам услышать и понять мнения, желания и опасения друг друга. В результате, стороны в большинстве случаев выходят из медиации с вновь обретенным уважением и пониманием друг к другу. Именно этим объясняется тот факт, что многие крупнейшие компании используют медиацию для разрешения конфликтов как с потребителями, так и с деловыми партнерами.

Снимает психологическую и эмоциональную нагрузку

Конфликт не начинается «на ровном месте». За многими конфликтами часто стоят прошлые обиды, невысказанные претензии, невыясненные вопросы.

Медиация позволяет сторонам исследовать все аспекты конфликта, выявить его суть и обговорить все важные для сторон моменты, выйти на подлинные интересы. Благодаря этому стороны медиации получают возможность не только «выговориться», но и реально понять друг друга, сняв с себя груз эмоционального напряжения и недосказанности.

Справедливое решение, основанное на интересах участников

За позициями, которые отстаивают стороны конфликта, всегда скрыты их реальные интересы. Позиции – это «симптомы», а интересы – причина конфликта. Классический пример позиций и интересов приведен в книге Р.Фишера и У. Юри «Путь к согласию, или переговоры без поражения»:

«Два человека ссорятся в библиотеке. Один из них хочет открыть окно, другой предпочитает закрытое окно. Они спорят, насколько его открыть: оставить щелочку, открыть наполовину или на три четверти. Ни одно из решений не устраивает обоих. Входит библиотекарь и спрашивает одного из них, почему он хочет открыть окно. Тот отвечает: «Для свежего воздуха». Она спрашивает второго, почему он хочет, чтобы окно было закрыто. «Чтобы избежать сквозняка»,- отвечает он. После минутного раздумья она широко открывает окно в соседней комнате, и свежий воздух поступает без сквозняка.»  

Именно несоответствие позиций («открытое окно» — «закрытое окно») движет конфликтом, тогда как интересы зачастую могут быть общими или взаимоудовлетворяемыми (свежий воздух и отсутствие сквозняка). При этом, нередко даже сами стороны не вполне четко осознают свои истинные интересы.

Медиатор направляет переговоры сторон таким образом, чтобы стороны поняли свои интересы и интересы друг друга, и осознали, что именно необходимо сделать для того, чтобы конфликт был справедливо разрешен. Благодаря этому достигается такой вариант соглашения, который учитывает истинные интересы конфликтующих сторон, эффективно разрешая конфликт и сводя к минимуму риск его повторения.

Участники контролируют процесс переговоров

Согласно Закону  «О медиации», медиация проводится в порядке и на условиях, определенных сторонами по согласованию с медиатором, Порядку проведения медиации, и иными законодательными актами Республики Казахстан.

В частности, стороны вправе вносить предложения по порядку проведения медиации, предоставлять необходимую информацию, заявлять о необходимости участия в медиации третьих лиц, инициировать проведение индивидуальной беседы с медиатором (кокуса), участвовать в обсуждении выдвинутых предложений и т.д.

Стороны также определяют и формулируют круг вопросов, требующих обсуждения, выражают свое мнение и позицию по поводу спорной ситуации, выделяют основные вопросы, решение которых является важным для них.

Таким образом, стороны медиации обладают возможностью самостоятельно определять, о чем, когда и с кем говорить, определять повестку переговоров, объем предоставляемой информации, а также когда начинать и заканчивать переговоры.

Экономит время и деньги

Сторонам медиации не нужно тратить деньги на судебные издержки (которые могут составлять значительную сумму), переезды, привлечение специалистов (для оценки, осуществления экспертиз, стоимость которых в отдельных случаях может быть больше суммы иска), оплату услуг адвокатов. Расходы сторон медиации ограничиваются выплатой вознаграждения медиатора, размер которого определяется по согласованию сторон и медиатора и фиксируется в соглашении о применении медиации.

 Многие споры, которые в судах рассматриваются годами, можно разрешить в медиации за несколько сессий. Одна медиативная сессия в среднем длится 2,5 – 3 часа.

Нестандартные и гибкие решения

Стороны медиации не ограничены ни предметом спора, ни изначально заявленными позициями. Единственным ограничением в медиации является желание и готовность сторон обсуждать те или иные аспекты конфликта.

В медиации нет необходимости пытаться «уместить» варианты разрешения конфликта в рамки изначальных требований. Благодаря этому возможно достижение творческих, нестандартных решений, подходящих к данному конкретному случаю. Стороны могут обсуждать варианты выхода из конфликта до тех пор, пока не найдут путь, максимально соответствующий их интересам. Именно такой вариант, при согласии на это сторон, и ложится в основу медиативного соглашения.

Конфиденциальность и отсутствие публичности

Вся информация, относящаяся к медиации, является конфиденциальной и не может быть разглашена без согласия стороны, ее предоставившей. Стороны и медиатор не вправе ссылаться на такую информацию в ходе судебного заседания, а также разглашать ее каким-либо иным образом. Тем самым, стороны избегают нежелательной огласки конфликта, его деталей и условий его разрешения. Ограничениями конфиденциальности медиации является информация о заключении соглашения о применении медиации, о прекращении медиации, а также сведения о готовящихся и (или) совершённых преступлениях, угрожающих жизни и здоровью граждан.